Наша компания приняла участие в закупке, итоги которой сразу вызвали вопросы, а именно критерии, порядок оценки заявок, выбор победителя.
Начнем по порядку, первое, что бросилось в глаза при просмотре итогового протокола - это столбец «Общая стоимость предложения», в котором содержались предложения участников как с учетом НДС, так и без учета НДС (участник с УСН), тем не менее предложения от последнего места до победителя располагались в порядке уменьшения.
Мы обратились за разъяснением такого порядка оценки заявок к Заказчику, в своём ответе Заказчик ссылается на Определение ВС РФ от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065, которое в своё время вынудило его отменить итоги ранее проведенной аналогичной закупки.
Суть разбирательства была в следующем – установленный в закупочной документации порядок оценки заявок: «для обеспечения равной и объективной оценки заявок участников сравнение их ценовых предложений по критерию «Цена товаров/выполнения работ/оказания услуг» осуществляется по цене с учетом НДС», ставил участников закупки заведомо внеравные условия и привел к возникновению ситуации с неверной оценкой заявок, а именно - заявки участников содержали следующие предложения о цене договоров:
➖общество «СпецТехАренда» (не является плательщиком НДС, применяет упрощенную систему налогообложения) – 29 326 374 рубля и 38 264 325 рублей без учета НДС; ➖общество «Фасилитек» – 32 904 000 рублей и 42 792 000 рублей с учетом НДС;
Заказчиком к ценам, предложенным обществом «СпецТехАренда», была прибавлена сумма НДС по ставке 20 процентов, таким образом, цены договоров, предложенные обществом «СпецТехАренда» с учетом прибавленных организатором закупки сумм НДС составили 35 191 648 рублей 80 копеек и 45 917 190 рублей, что выше цен, предложенных обществом «Фасилитек» с учетом НДС.
Верховный суд пришел к выводу что, увеличение цены, указанной обществом «СпецТехАренда», на сумму НДС для целей сравнения заявок участников закупки лишено законных оснований, поскольку участник, применяющий упрощенную систему налогообложения, не может быть понужден к увеличению предложенной им цены на сумму НДС по требованию заказчика. Иное противоречило бы нормам законодательства о налогах и сборах.
Вышеуказанное нарушение произошло в следствии применения спорного положения закупочной документации.
Важно отметить что данное положение в нашей закупке отсутствует, но тем не менее Заказчик ссылаясь и неверно интерпретируя Определение ВС РФ от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065 в очередной раз неверно оценивает предложения участников закупки.